Россия         
Камчатский край 
город Вилючинск
Владелец сайта: Поляков Дмитрий Владимирович письмо. Совладелец: Калюжный Дмитрий Борисович .

 

Благодарю Яну за предоставленную статью
19 октября 2006 года. Дима.

Первая "Беренгия".

это интересно

1990 год


Новая великая гонка.
(январь 1990 года)

«Вертолет с уже почти стершейся на борту надписью "Берингия" взмыл над аэропортом Марково, приветственно качнулся и помчался низко над землей к горам и открытым рекам Камчатки от еще совершенно зимней Чукотки. МИ-8 забрал несколько упряжек собак с нартами со снаряжением, исполнительного директора гонки Александра Печеня, его помощников и журналистов. Все. Самая протяженная гонка в мире завершилась.»

Мы шли к ней много дней…
Еще в начале января 1990 года по предложению редакции журнала «Северные просторы» и Общесоюзного фонда народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока было создано малое предприятие «Берингия» на Камчатке. В апреле прошла гонка на собачьих упряжках протяженностью в 250 км по маршруту Мильково – Эссо. Тогда же было принято решение провести в 1991 году гонку «Берингия» - по Камчатке и Чукотке. Маршрут Эссо – Марково. Для этого создали еще одно предприятие – «Белый клык», и мне предложили возглавить его. Я согласился: привлекали масштаб и нужность задуманного дела, ведь ездовое собаководство – исконно северное занятие.
Гонок на собачьих упряжках в мире проводится много. Самая известная – «Идитарод» на Аляске существует уже 19 лет, длина трассы 1688 км (занесена в книгу рекордов Гиннеса), число участников – более 70. Американцы называют ее Последняя Великая Гонка. А начиналась она еще скромнее, еще труднее, чем наша…
До старта «Берингии» оставался лишь месяц, а на счету наших малых предприятий – ни копейки денег. Уже пришли заявки от участников, готовится группа сопровождения, заказаны самолеты, чтобы собрать по Чукотке упряжки и доставить их на старт. Спасает гонку Александр Печень: находит главного спонсора – Главалмаззолото СССР в лице старательской артели «Камчатка». В качестве спонсоров соглашаются выступить еще несколько организаций.
Мы сразу поняли, что копировать «Последнюю Великую» нет смысла. Нет у нас богатых сел на пути, нет специальных кормов для собак, нет великолепного снаряжения и сотен добровольцев, которые могут безвозмездно и сколько угодно мерзнуть не контрольных пунктах… Поэтому было решено сделать гонку максимально автономной. Закупили недорогие корма – правда, хватил всем – и собакам, и людям. Артель «Камчатка» дала могучий вездеход, управление Камчатки – вертолет. С гонкой шли врач и ветеринар, группа кинологов – отец и сын Широкие, В.Подопригора. У них и «собачьего доктора» А.Зинатулина хлопот было достаточно. И во многом их заботами прошли собаки тяжелую трассу до конца. А за две недели до гонки, когда все висело на волоске, людей, верящих в успех гонки, почти не осталось. Заколебался и я, но меня убедил Печень.
- Ты что? Нам тогда верить не будут. Хотя бы одну упряжку должны довести до Маркова!

8 марта в Эссо был старт-пролог: скоростная и очень зрелищная гонка на 12 км. Собралось десять упряжек – восемь камчатских и две чукотских. Камчатские каюры – опытные, участвовавшие в нескольких гонках, чукотские ребята – Николай Калянто из Нешкана и Владимир Радивилов из Алькатваама – темные лошадки для всех, в том числе, и для себя.
А на старте-прологе Калянто был третьим и получил награду – цветной телевизор. Первый приз – надувная резиновая лодка – достался Павлу Лазареву каюру из поселка Карага на Камчатке.
9 марта, после веселого праздника, десять упряжек рванулись на север, к Чукотке.
Труден маршрут гонки – сопки, глубокие ручьи, снега… кажется, предусмотрели все – на проложенных загодя трассах – вешки, сверху – вертолет, снизу – вездеход и снегоход «Буран». Из каждого населенного пункта днем и ночью выезжали на снегоходах, а то и просто на лыжах местные жители встречать упряжки. Но именно на первом этапе стадо оленей прошло по трассе, затоптав ее, да еще поднялась пурга, и ушедший вперед Радивилов сбился с пути, свернув в сторону от трассы!
Мы провели сумасшедшую ночь. Ждали Радивилова, ни вертолет, ни «Буран» упряжки не обнаружили. Только наутро Радивилов явился живой и невредимый. Он переночевал в стойбище у оленеводов.
Первый этап выиграл Александр петров из Паланы. За ним – Павел Лазарев.
Вообще, собаки – главные действующие лица «Берингии». К ним приковано внимание каюров и наше тоже. В каждой упряжке от 8 до 15 голов. Если собака уставала или заболевала, она могла ехать в нарте, или оставаться в контрольном пункте. Самая частая травма – сбитые лапы. Каждый гонщик припас по два комплекта чулочек для питомцев, выручали они здорово. Но главное –режим гонки был щадящим. Мы ориентировались, в основном, по самочувствию собак. То есть давали старт на каждом этапе лишь после полноценного отдыха. И на финише в Маркове, по окончании гонки, собаки резво добирались до места отдыха да еще переругивались на ходу с местными Шариками и Пиратами, а уж потом завалились в сон почти на сутки возле лыжной базы, где после благодатной бани отдыхали и каюры. Но это было потом…
Собаки Калянто не выдержали этап до Паланы, и часть трассы по-барски провели в вертолете. Но теперь Калянто шел уже вне зачета, переживал он страшно, но удивительно – чем ближе к Чукотке, тем быстрее бежали его собаки, а Володя Радивилов выиграл следующий промежуточный этап от Тиличек до Слаутного.
Гонка все меньше напоминала соревнование – это уже товарищество, объединенное общей целью. «Мы на этой гонке воспитываться должны. Только не словами – делом каюрским. Это ж не просто гонка, а наша северная жизнь» - сказал Володя Радивилов.
Общим любимцем за время гонки стал командир вертолета Владимир Петрович Самарский. Его машина могла, казалось, летать в любом положении. И когда Петрович говорил: «А что, ребята, давайте хвостом вперед полечу?», то многие верили, что командир может летать и так.
Культурной программой у нас заведовала кандидат филологических наук ительменка Виктория Васильевна Петрашова. Она везла с собой кипу разговорников, выпущенных под ее редакцией специально к гонке. Приход «Берингии» становился праздником везде.
На последнем этапе Слаутное – Марково стартовали 6 упряжек. Остальные не выдержали и отдыхали дома. Володя Радивилов, обуреваемый отчаянной жаждой догнать лидера, бежал за упряжкой, а на склонах становился на запятки нарт и толкался ногой от снега – так быстрее, так легче собакам. Калянто же, приверженец чисто северной езды, сидел на нартах.
Радивилов выиграл и этот этап, первым ворвался в празднично разукрашенное Марково, где в этот день отменили даже занятия в школе – все равно невозможно было удержать ребятишек в классах.
Но по сумме этапов Володя все-таки был вторым, его денежный приз – 9000 рублей, а первым стал Павел Лазарев, выиграв 10300 рублей. Он был уверен в победе и последний этап прошел без особого напряжения. На третьем месте – Владимир Лазарев, однофамилец чемпиона, его денежный приз – 5700 рублей. Калянто получил поощрительный приз в 400 рублей и уверенность в победе на следующей гонке.
На следующий день после подведения итогов соревнования все подсчитали – выяснилось, что гонщики прошли путь длиной в 1980километров!
Да, отныне «Берингия» - самая длинная траса в мире, мы об этом оповестили всех собравшихся на площади в Маркове, а неистовый Самарский, пока шло награждение и чествование победителей, поднял в воздух свой МИ-8 и пронес над нашими головами громадное полотно флага с надписью «Берингия».
Обсуждая результаты гонки, мы говорили о ней как о хорошем стимуле развития на Севере и туризма, и национальных промыслов, и ездового собаководства. Это – экологически чистый, экзотический вид транспорта. И приносящий доход. Хорошая, обученная ездовая собака стоит свыше 10000 долларов. Мы верим, что наша новая Великая Гонка – «Берингия» - станет ежегодной.

(статья Дмитрия Ледовского, журнал «Вокруг света», 1/1992, январь).
----------------------------------
"73" - морской радиосигнал "До свидания"!

Используются технологии uCoz