Располагается северо-восточнее улицы Кобзаря и улицы Вилкова . Название в честь командира Л-16 капитан-лейтенанта Гусарова Дмитрия Фёдоровича. О нём: Гусаров Дмитрий Фёдорович Год рождения неизвестен, а погиб при ниже следующих событиях:
В 1942 году Государственный комитет обороны принял решение об усилении
Северного флота за счет переброски на северный боевой театр 12
подлодок, в том числе 6 — с Тихоокеанского флота. Подводные
корабли ТОФа должны были идти в Заполярье своим ходом. Первой
предстояло отправиться из Петропавловска-Камчатского группе подводных
лодок "Л-15" и "Л-16" под командованием капитан-лейтенантов В. И.
Комарова и Д. Ф. Гусарова. Во вторую группу вошли подлодки "С-51"
(командир капитан 3-го ранга И. Ф. Кучеренко), "С-54" (командир капитан
3-го ранга Д. К. Братишко), "С-55" (командир капитан 3-го ранга Л. М.
Сушкин) и "С-56" (командир капитан-лейтенант Г. И. Щедрин). Этим
кораблям предстояло выйти из Владивостока, прибыть в Петропавловск,
откуда следовать по маршруту флагманской группы. Это был первый в
истории советского подводного флота огромный по своей длительности и
протяженности переход: 17 000 миль океанского пути, часть которого
пролегала в зонах боевых действий.
24 сентября 1942 года оба головных "Ленинца", готовые к трансокеанскому
походу, встали на якоря в Авачинской губе. Старшим в группе назначался
командир "Л-16" Дмитрий Федорович Гусаров, один из лучших
офицеров-подводников ТОФа, сын старого большевика, члена ЦК ВКП(б).
25 сентября, в 8.25 утра, "Л-16" и "Л-15", следуя в кильватерном строю,
вышли из Авачинской губы. У мыса Шипунского они развернулись курсом на
северо-восток. Сигнальщик берегового поста просемафорил "счастливого
плавания", лодки ответили сигналом "благодарю", прибавили ход и вскоре
скрылись в туманной дали. Вечером собранные в носовых отсеках экипажи
кораблей были впервые ознакомлены с задачами плавания. Проложенные на
картах маршруты свидетельствовали о чрезвычайной сложности плавания.
Курс пролегал через Берингово море, Тихий океан, Панамский канал,
Карибское и Саргассово моря, Атлантику, Норвежское, Гренландское и
Баренцево моря и заканчивался в Кольском заливе. На картах отмечались и
места возможных заходов: Датч-Харбор на Алеутских островах,
Сан-Франциско, базы США Коко-Соло (Панама), Гауантанамо (Куба),
Галифакс (Канада), Рейкьявик (Исландия).
29 сентября обе лодки пересекли 186-й меридиан — линию смены дат
— и перешли из Восточного полушария в Западное. В назначенное
время, на подходах к острову Уналашка, подлодки встретились с
американским сторожевиком, сопроводившим советские корабли на базу ВМФ
США Датч-Харбор. Последующие четверо суток ушли на усиленную подготовку
к дальнейшему походу. Перед выходом лодок командиры были приглашены в
штаб базы, где американское командование проинформировало о том, что
русские должны следовать до Сан-Франциско в надводном положении при
скорости хода 8 узлов под прикрытием американских самолетов. Были
оговорены и условия радиосвязи, для чего на "Л-16" командировался
американский офицер связи лейтенант Я. М. Михайлов.
5 октября, в 8.00 по местному времени, на лодках прозвучал приказ
"Отдать швартовы!". Несмотря на сильный дождь, провожать наши лодки на
пирс пришло много офицеров, солдат, матросов.Сопровождаемые
американским фрегатом лодки вышли в открытое море. Спустя два часа
корабли вошли в пролив Акутан, где с фрегата на "Л-16" был пересажен
американский офицер-связист. Просемафорив "добрый путь", фрегат лег на
обратный курс, лодки последовали к выходу в Тихий океан.Наступило утро
11 октября. До Сан-Франциско оставалось немногим более 800 миль.
Видимость была отличной, океан успокоился. Подводные лодки, как и
прежде, шли кильватерной колонной в надводном положении, держа ход 8
узлов. Первой следовала "Л-16", ярко освещенная солнцем. Ничто не
предвещало катастрофы. О том, что произошло дальше, рассказывает
находившийся на мостике "Л-15" лейтенант И. И. Жуйко.
"В
11.11 с дистанции примерно 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой для
того, чтобы произвести очередной замер расстояния до переднего
мателота. Но в окуляре бинокля вместо подводной лодки "Л-16" я увидел
огромный столб воды вперемешку с клубами черного дыма и листами железа.
Не поверив своим глазам и не поняв, в чем дело, я опустил бинокль и уже
невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент
почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через
мгновение донесся оглушительный взрыв... Почти в эти же секунды сквозь
прогалины в поредевшем дыму с мостика "Л-15" я увидел высоко
поднявшуюся над водой носовую часть подводной лодки "Л-16", которая
быстро уходила под воду..."
Поднявшийся
на мостик командир "Л-15" принял командование кораблем и перешел на
противолодочный зигзаг. Минуты через три, продолжая наблюдать место,
где затонул флагман, с мостика "Л-15" заметили два перископа,
двигавшиеся к соляровому пятну. По ним был немедленно открыт огонь из
45-миллиметрового лодочного орудия и отмечены попадания между
перископами. Они скрылись под водой. В это же время радист передал
командиру телеграфный бланк с обрывком радиограммы с "Л-16". Там были
всего два слова: "Погибаем от..." Тщательный осмотр места гибели
лодки ничего не прояснил. "Л-15" увеличила ход до полного и продолжала
плавание в одиночестве. Утром 15 октября лодка вошла в залив
Сан-Франциско и ошвартовалась у пирса военной верфи на Мэри-Айленд. На
борт поднялся генеральный консул СССР в Сан-Франциско Я. М. Ломакин.
Переданная им в Советское посольство в Вашингтоне печальная весть через
несколько часов достигла Родины.
Пять тихоокеанских подлодок через разные промежутки времени добрались
до Полярного, включившись в борьбу с фашизмом. Тайну гибели шестого
корабля хранит океан. Национальная принадлежность пиратской подводной
лодки еще не установлена. Существуют лишь версии. Среди пяти подводных
крейсеров, совершивших героический переход на северный театр войны,
была и "С-56", установленная затем на вечную стоянку на набережной
Владивостока. Вице-адмирал Г. И. Щедрин, командовавший этой лодкой на
памятном переходе, писал по поводу гибели шедших впереди товарищей:
"...кем бы ни была потоплена советская подводная лодка "Л-16" —
японцами ли, с которыми мы тогда не воевали, или нашими союзниками,
американцами,- в обоих случаях совершена величайшая подлость".
Жертвой коварного торпедного удара стали пятьдесят пять человеческих жизней. "Подвига их не забудем, гибели их не простим" — эти слова, высеченные на памятнике, звучат клятвой.
Память: 24 июля 1966 года у матросского клуба открыт памятник рубка ПЛ Л-16.С июля 1993 он располагается напротив ДОФа. Социальные объекты: Школа №2, АМИС, отделение(офис) ИмпексБанка, парикмахерская "Виктор", ЖЭУ, художественная школа, магазинчики и часть рынка. История: