Россия Камчатский край |
||
Владелец сайта: Поляков Дмитрий Владимирович письмо. Совладелец: Калюжный Дмитрий Борисович . |
||
|
Страничка истории поселкаПервая
страница летописи города-воина, города-моряка была открыта 2 июля 1938
года. Именно в этот день Военный совет Тихоокеанского флота принял
решение о создании в одной из бухт Авачинской губы базы подводных лодок.
15 августа 1938 года на рейде небольшого лесистого острова (по воспоминаниям некоторых старожилов нынешний полуостров Крашенинникова был в ту пору островом и назывался Лахтажный) бросили якорь три дизельные подводные лодки. Новое формирование стало именоваться 41-м отдельным дивизионом подводных лодок 4-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. В конце года в его состав вошла плавбаза «Саратов». Командовал дивизионом капитан 3 ранга А. Кулагин. Еще через год - в июне-августе 39-го - из Владивостока через Татарский пролив пришли на Камчатку еще шесть подводных лодок. К началу Великой Отечественной войны база подводных лодок располагала достаточными средствами для организации обороны в случае нападения милитаристской Японии. В сентябре 1942 года было принято решение перевести с Тихоокеанского флота на Северный сводный отряд подводных лодок. Из дивизиона, базировавшегося на Камчатке, к нему были прикомандированы экипажи подводных лодок «Л-15» и «Л-16», которыми командовали капитан-лейтенанты В. Комаров и Д. Гусаров. 25 сентября 1942 года из Авачинской бухты лодки вышли в поход. 1 октября они благополучно прибыли в Датч-Харбор. Следующим пунктом на пути камчатских подводников должен был стать Сан-Франциско. Переход до него лодки должны были осуществить в надводном положении -такое условие поставили американцы. Однако до Сан-Франциско дошла только одна лодка -«Л-15». Примерно в800-х милях от тихоокеанского побережья США в густом тумане лодка капитан-лейтенанта Д. Гусарова (на снимке, фото из Музея Боевой славы) была атакована неизвестной (предположительно - японской) подводной лодкой, торпедирована и с экипажем в 55 человек затонула. Экипаж В. Комарова в одиночку через Панамский канал, северную Атлантику дошел до Галифакса, где дождался подхода четырех подводных лодок Тихоокеанского флота. Вместе они пересекли Атлантический океан и в марте 1943 года прибыли в Полярное. «Л-15» приняла активное участие в боевых действиях на европейском севере. Экипаж потопил 4 гитлеровских корабля, участвовал в постановке минных заграждений, а также в других операциях. Хотя на тихоокеанском театре не было открытых военных действий, боевые будни подводников и в целом воинов Камчатского оборонительного района оставались напряженными. Перед ними стояла задача в любой момент быть готовыми к отражению вероятного нападения 40-тысячной группировки японской армии, которая дислоцировалась на северокурильских островах в непосредственной близости от Камчатки. С началом боевых действий против милитаристской Японии - август 45-го - дивизион принимал участие в десантной операции по освобождению острова Шумшу (Симусю). Экипажи подводных лодок дивизиона блокировали морские коммуникации японской группировки, прикрывали десант с моря. Батальон морских пехотинцев, сформированный в основном из личного состава плавбаз «Саратов» и «Север», участвовал в штурме и освобождении острова Шумшу. 18 августа 1945 года десантники высадились на острове Шумшу. Отчаянный бой разгорелся за высоту «171», на которой находился командный пункт самураев. В том бою старшина 1-й статьи Н. Вилков, боцман плавбазы «Саратов», повторил подвиг А. Матросова, закрыл своим телом амбразуру японского Г; дота и дал тем самым возможность десантникам пробить брешь в обороне противника. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года старшине 1-й статьи Вилкову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Океан подводники
из Рыбачьего начали осваивать в 50-х годах. Поэтому вторую половину
прошлого столетия можно с полным правом считать для подводного флота
переломной. Текс набран с подарочного издания "Вилючинск" |