Главная
Мой институт(МЭИ)
Страничка Анатолия Касьянова
Интернет
Программки
Статьи о посёлке и жизни в нём
Страничка истории Рыбачьего
Фотоальбом
Форум поселка
Гостевая книга
Автор сайта
Друзья и близкие
Стройка
Ломка |
Благодарю Яну за предоставленную статью
19 октября 2006 года. Дима.
Первая "Беренгия".
это интересно
1990 год
Новая великая гонка.
(январь 1990 года)
«Вертолет
с уже почти стершейся на борту надписью "Берингия" взмыл над аэропортом
Марково, приветственно качнулся и помчался низко над землей к горам и
открытым рекам Камчатки от еще совершенно зимней Чукотки. МИ-8 забрал
несколько упряжек собак с нартами со снаряжением, исполнительного
директора гонки Александра Печеня, его помощников и журналистов. Все.
Самая протяженная гонка в мире завершилась.»
Мы шли к ней много дней…
Еще в начале января 1990 года по предложению редакции журнала
«Северные просторы» и Общесоюзного фонда народов Крайнего
Севера, Сибири и Дальнего Востока было создано малое предприятие
«Берингия» на Камчатке. В апреле прошла гонка на собачьих
упряжках протяженностью в 250 км по маршруту Мильково – Эссо.
Тогда же было принято решение провести в 1991 году гонку
«Берингия» - по Камчатке и Чукотке. Маршрут Эссо –
Марково. Для этого создали еще одно предприятие – «Белый
клык», и мне предложили возглавить его. Я согласился: привлекали
масштаб и нужность задуманного дела, ведь ездовое собаководство –
исконно северное занятие.
Гонок на собачьих упряжках в мире проводится много. Самая известная
– «Идитарод» на Аляске существует уже 19 лет, длина
трассы 1688 км (занесена в книгу рекордов Гиннеса), число участников
– более 70. Американцы называют ее Последняя Великая Гонка. А
начиналась она еще скромнее, еще труднее, чем наша…
До старта «Берингии» оставался лишь месяц, а на счету наших
малых предприятий – ни копейки денег. Уже пришли заявки от
участников, готовится группа сопровождения, заказаны самолеты, чтобы
собрать по Чукотке упряжки и доставить их на старт. Спасает гонку
Александр Печень: находит главного спонсора – Главалмаззолото
СССР в лице старательской артели «Камчатка». В качестве
спонсоров соглашаются выступить еще несколько организаций.
Мы сразу поняли, что копировать «Последнюю Великую» нет
смысла. Нет у нас богатых сел на пути, нет специальных кормов для
собак, нет великолепного снаряжения и сотен добровольцев, которые могут
безвозмездно и сколько угодно мерзнуть не контрольных пунктах…
Поэтому было решено сделать гонку максимально автономной. Закупили
недорогие корма – правда, хватил всем – и собакам, и людям.
Артель «Камчатка» дала могучий вездеход, управление
Камчатки – вертолет. С гонкой шли врач и ветеринар, группа
кинологов – отец и сын Широкие, В.Подопригора. У них и
«собачьего доктора» А.Зинатулина хлопот было достаточно. И
во многом их заботами прошли собаки тяжелую трассу до конца. А за две
недели до гонки, когда все висело на волоске, людей, верящих в успех
гонки, почти не осталось. Заколебался и я, но меня убедил Печень.
- Ты что? Нам тогда верить не будут. Хотя бы одну упряжку должны довести до Маркова!
8
марта в Эссо был старт-пролог: скоростная и очень зрелищная гонка на 12
км. Собралось десять упряжек – восемь камчатских и две чукотских.
Камчатские каюры – опытные, участвовавшие в нескольких гонках,
чукотские ребята – Николай Калянто из Нешкана и Владимир
Радивилов из Алькатваама – темные лошадки для всех, в том числе,
и для себя. А на старте-прологе Калянто был третьим и получил
награду – цветной телевизор. Первый приз – надувная
резиновая лодка – достался Павлу Лазареву каюру из поселка Карага
на Камчатке.
9 марта, после веселого праздника, десять упряжек рванулись на север, к Чукотке.
Труден маршрут гонки – сопки, глубокие ручьи, снега…
кажется, предусмотрели все – на проложенных загодя трассах
– вешки, сверху – вертолет, снизу – вездеход и
снегоход «Буран». Из каждого населенного пункта днем и
ночью выезжали на снегоходах, а то и просто на лыжах местные жители
встречать упряжки. Но именно на первом этапе стадо оленей прошло по
трассе, затоптав ее, да еще поднялась пурга, и ушедший вперед Радивилов
сбился с пути, свернув в сторону от трассы!
Мы провели сумасшедшую ночь. Ждали Радивилова, ни вертолет, ни
«Буран» упряжки не обнаружили. Только наутро Радивилов
явился живой и невредимый. Он переночевал в стойбище у оленеводов.
Первый этап выиграл Александр петров из Паланы. За ним – Павел Лазарев.
Вообще, собаки – главные действующие лица «Берингии».
К ним приковано внимание каюров и наше тоже. В каждой упряжке от 8 до
15 голов. Если собака уставала или заболевала, она могла ехать в нарте,
или оставаться в контрольном пункте. Самая частая травма – сбитые
лапы. Каждый гонщик припас по два комплекта чулочек для питомцев,
выручали они здорово. Но главное –режим гонки был щадящим. Мы
ориентировались, в основном, по самочувствию собак. То есть давали
старт на каждом этапе лишь после полноценного отдыха. И на финише в
Маркове, по окончании гонки, собаки резво добирались до места отдыха да
еще переругивались на ходу с местными Шариками и Пиратами, а уж потом
завалились в сон почти на сутки возле лыжной базы, где после
благодатной бани отдыхали и каюры. Но это было потом…
Собаки Калянто не выдержали этап до Паланы, и часть трассы по-барски
провели в вертолете. Но теперь Калянто шел уже вне зачета, переживал он
страшно, но удивительно – чем ближе к Чукотке, тем быстрее бежали
его собаки, а Володя Радивилов выиграл следующий промежуточный этап от
Тиличек до Слаутного.
Гонка все меньше напоминала соревнование – это уже товарищество,
объединенное общей целью. «Мы на этой гонке воспитываться должны.
Только не словами – делом каюрским. Это ж не просто гонка, а наша
северная жизнь» - сказал Володя Радивилов.
Общим любимцем за время гонки стал командир вертолета Владимир Петрович
Самарский. Его машина могла, казалось, летать в любом положении. И
когда Петрович говорил: «А что, ребята, давайте хвостом вперед
полечу?», то многие верили, что командир может летать и так.
Культурной программой у нас заведовала кандидат филологических наук
ительменка Виктория Васильевна Петрашова. Она везла с собой кипу
разговорников, выпущенных под ее редакцией специально к гонке. Приход
«Берингии» становился праздником везде.
На последнем этапе Слаутное – Марково стартовали 6 упряжек.
Остальные не выдержали и отдыхали дома. Володя Радивилов, обуреваемый
отчаянной жаждой догнать лидера, бежал за упряжкой, а на склонах
становился на запятки нарт и толкался ногой от снега – так
быстрее, так легче собакам. Калянто же, приверженец чисто северной
езды, сидел на нартах.
Радивилов выиграл и этот этап, первым ворвался в празднично
разукрашенное Марково, где в этот день отменили даже занятия в школе
– все равно невозможно было удержать ребятишек в классах.
Но по сумме этапов Володя все-таки был вторым, его денежный приз
– 9000 рублей, а первым стал Павел Лазарев, выиграв 10300 рублей.
Он был уверен в победе и последний этап прошел без особого напряжения.
На третьем месте – Владимир Лазарев, однофамилец чемпиона, его
денежный приз – 5700 рублей. Калянто получил поощрительный приз в
400 рублей и уверенность в победе на следующей гонке.
На следующий день после подведения итогов соревнования все подсчитали
– выяснилось, что гонщики прошли путь длиной в 1980километров!
Да, отныне «Берингия» - самая длинная траса в мире, мы об
этом оповестили всех собравшихся на площади в Маркове, а неистовый
Самарский, пока шло награждение и чествование победителей, поднял в
воздух свой МИ-8 и пронес над нашими головами громадное полотно флага с
надписью «Берингия».
Обсуждая результаты гонки, мы говорили о ней как о хорошем стимуле
развития на Севере и туризма, и национальных промыслов, и ездового
собаководства. Это – экологически чистый, экзотический вид
транспорта. И приносящий доход. Хорошая, обученная ездовая собака стоит
свыше 10000 долларов. Мы верим, что наша новая Великая Гонка –
«Берингия» - станет ежегодной.
(статья Дмитрия Ледовского, журнал «Вокруг света», 1/1992, январь).
----------------------------------
"73" - морской радиосигнал "До свидания"! |